Японский архитектор Юсуке Такахаси (Yusuke Takahashi), основатель бюро YT Architects, всегда в своих проектах достигает гармоничного сочетания современных трендов и национальных традиций. На выставке BATIMAT RUSSIA 2019 он провел мастер-класс на тему «10 неизвестных принципов японской архитектуры» и дал эксклюзивное интервью.
- Мы с вами присутствуем на международной выставке BATIMAT RUSSIA 2019. Как часто вы, как архитектор, участвуете в выставках? Нужно ли вообще архитектору участвовать в выставках и, что это дает?
- На самом деле редко. Но мне часто приходится в приватном порядке работать с аудиторией и с клиентами. Безусловно, архитектор должен участвовать в выставке, только немного в другом формате. Это может быть живой диалог с аудиторией в формате тематического форума, где начинающие специалисты могут получать полезную для них обратную связь. Такой формат общения несет образовательную функцию, на котором архитектор своими работами подымает уровень восприятия среди профессиональной аудитории и заказчиков. Именно благодаря профессионализму, знаниям и эстетическому восприятию архитектора, можно получить соответствующий результат.
- Как вы считаете, должны ли архитекторы и дизайнеры участвовать в профессиональных конкурсах?
- Участие архитектора и дизайнера в конкурсах вещь обязательная. Это всегда работа на перспективу. При этом участвовать необходимо как начинающим, так и состоявшимся архитекторам, но только в том случае, если задача конкурса составлена корректно и в полной мере. Но так или иначе, залог успеха в профессии архитектора — как и в любой другой — быть отличным специалистом.
- Самую престижную международную награду по архитектуре – Притцкеровскую премию (Pritzker Architecture Prize) часто получают японские архитекторы, а российские пока ни разу. Как вы считаете, почему?
- Это действительно так, но не могу сказать почему. Но думаю, в первую очередь не потому, что российские архитекторы чем-то плохи. Наверное, потому, что в конкурсе участвуют больше японских архитекторов. Получается статистика такая, больше участвуют – чаще получают.
- Как получилось, что такая территориально небольшая страна имеет такое большое количество архитекторов?
- Думаю, что архитекторов в Японии не так много, их даже не хватает. В Европе их намного больше. Многое определяет образование. В Японии уже с первого курса обучения можно начинают работать и получать реальную практику в архитектурных студиях и конструкторских бюро. За счет этого набирают практический опыт, который необходим для становления профессионала. Для японца обычная практика – на этапе выхода из института обладать практическими навыками, уметь самостоятельно разрабатывать рабочую документацию и тд. И я не исключение. Мой частный пример – это большой опыт работы не только с проектными чертежами, но и опыт создания дизайна, были получены в архитектурной студии, где я начинал карьеру. Когда я получил достаточную квалификацию, я отделился и стал тем, кем я есть сейчас.
- Не замечаете ли вы, что мировая архитектура, развиваясь всё больше усредняется и становится однотипной? Иногда мы не можем понять, в городе какой страны мы находимся.
- Очень хорошо понимаю, о чем вы говорите. Я тоже считаю, что происходит некая унификация. Самый простой пример, это посмотреть во что одеты люди. Моя философская позиция в этом плане отличается. Для меня здание в каком-то смысле должно выполнять некую функцию одежды. Сегодня технологический прогресс очень сильно меняет конструктив зданий. И хотя в их основе лежат одни и те же инженерные решения, но внешний вид, фасады можно с течением времени менять. У архитектора появляется своего рода свобода выбора, и здесь нужен гибкий подход. Здание может преобразоваться во что-то другое. В Японии традиционный подход к одежде другой. Ее не выбрасывают, даже если она вышла из моды или порвалась, ее ремонтируют или перешивают. Мне хочется, чтобы именно в этом здания были больше похожи на одежду.
- В японской архитектуре очень велико влияние природы и слияние с ней. Открывают окна, двери, стены и впускают природу. Конечно, климатические условия в России другие, но как и нам стать ближе к природе?
- Есть два способа. Я часто в своей работе, здесь в России создаю второй свет, делаю больше внутреннее пространство. А второе – в России большие дома и площадь жилья, и внутри можно создавать небольшие островки зелени, делая отсылку к японским внутренним садикам и «садам камней» внутри интерьера. Это и есть часть природы, но она не снаружи, а внутри. Это визуально и эстетически очень сильно меняет пространство и ощущения себя в нем.
- Над чем вы сейчас работаете?
- У меня сейчас в работе шесть проектов. Три в Японии и три в России. В России это в основном частные дома и интерьер спортивного комплекса. Есть в плане проекты более масштабного формата. В прошлом году я разработал план коттеджного поселка. В ближайшее время начну более детальную проработку.
- А с кем легче работать в эмоциональном плане и где проще реализовать свой проект от начала и до конца без изменений, в России или Японии?
- Точно могу сказать, что веселее в России, но и хлопот тоже много. В Японии, несмотря на понимание и на более высокую степень надежности подрядчиков, существует очень большое количество законов и ограничений. Они устанавливают свои рамки и, как следствие, зачастую теряется некий элемент креативности.
Видео мастер-класса архитектора Юсуке Такахаси «10 неизвестных принципов японской архитектуры» снятое на выставке BATIMAT RUSSIA 2019: